МОРСКИЕ МЛЕКОПИТАЮЩИЕ ГОЛАРКТИКИ

НЕРПИНАРИЙ – НОВЫЙ ФОРМАТ ПРОВЕДЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ С ДРЕССИРОВАННЫМИ МОРСКИМИ МЛЕКОПИТАЮЩИМИ

 

Баранов Е.А., Смелов С.В.

ООО «Аквариум Байкальской Нерпы», Иркутск, Россия

Морские млекопитающие Голарктики. Сборник научных трудов   по материалам пятой международной конференции

Одесса, Украина, 14-18 Октября 2008 г., стр. 59-61.

 

 BAIKAL SEAL SEALARIUM: A NEW FORMAT OF PERFORMANCES INVOLVING TRAINED MARINE MAMMALS

Baranov E.A., Smelov S.V.

“Baikal Seal Aquarium” Ltd., Irkutsk, Russia

В мире получило распространение проведение представлений с участием дрессированных морских млекопитающих в дельфинариях, океанариумах, силариумах. Помимо развлечения, посетители получают информацию о жизни морских млекопитающих, повышают свой образовательный уровень, приобретают гуманное отношение к животному миру, приобщаются к идее отказа от охоты на диких животных.  Мелкие морские млекопитающие, к которым относятся байкальские нерпы, используются в представлениях в гораздо меньшей степени, чем китообразные и крупные ластоногие. Они проигрывают в зрелищности при наблюдении с больших трибун, поскольку их трудно рассмотреть с большого расстояния.  В настоящей работе представлен опыт построения постоянного действующего зрелищного мероприятия с участием дрессированных морских млекопитающих, представленных одним видом мелких настоящих тюленей – байкальской нерпой (Pusa sibirica Gm).

Для содержания нерп и одновременно для проведения представлений использовался прямоугольный бассейн длиной 9,5 м, шириной 2 м и глубиной 2,5м. Бассейн имел замкнутую систему очистки, обеззараживания и охлаждения воды. Внутри по центру бассейна на уровне воды располагался столик длиной 1,2 м и шириной 0,8 м, на который могли вылезать нерпы. Вокруг бассейна на расстоянии 0,5 м от бортика имелось ограждение в виде перил, по периметру которого стояли зрители, пришедшие на представление. Зрительный зал имел длину 15 м и ширину 5 м.  В качестве дрессированных животных использовались две байкальские нерпы – самец Тито и самка Несси, возраст которых в начале настоящего исследования составлял 3 года. Эти нерпы в двухмесячном возрасте были приобретены у охотников-промысловиков на севере Байкала. Первые 3 года нерпы прожили в лабораторном бассейне Лимнологического института СО РАН, где была проведена их предварительная дрессировка. В 3-летнем возрасте нерпы уже умели выполнять следующие номера (перечислены в порядке следования): отдавать приветствие передними ластами, «петь» – издавать с помощью ноздрей трубные звуки, танцевать вальс (вращаться вокруг вертикальной оси на поверхности воды), танцевать «ламбаду» (покачивать туловищем в вертикальной позе на поверхности воды), танцевать «брейк-данс» (вращаться и делать кувырки в толще воды), имитировать устный счет, позировать на столике перед зрителями и, лежа на столике, хлопать себя одной ластой по животу, отвечая на вопрос зрителей «где вы прячете рыбу?», изображать дельфинов (плавая вперед и назад по бассейну, на скорости выпрыгивать из воды) и изображать «бурю на Байкале» (поднимать брызги ударами передних ласт). За правильно выполненный номер нерпы получали пищевое поощрение. Как правило, нерпы не успевали потреблять в ходе представлений положенную им норму корма, и оставшуюся часть корма им выдавали после окончания представлений. В качестве расписания сеансов была принята схема, включающая в себя 16 представлений по 25 мин., следующих одно за другим. Вел представление непосредственно тренер, который перемещался между бортиком бассейна и ограждением. В одну дневную смену работали два таких тренера-ведущих, сменяя друг друга. В ходе выполнения программы представления тренер-ведущий делал паузы, заполняя их рассказом об интересных фактах биологии и экологии нерп, в ходе выполнения номеров также вставлялись краткие сведения по этим вопросам. Перед последним номером программы («буря на Байкале») ведущий предлагал зрителям задавать различные вопросы о байкальских нерпах и отвечал на них. Поскольку смены состава нерп в бассейне не производилось, нерп обучали новым трюкам в свободное от представлений время, корректируя правильность их выполнения непосредственно в ходе представления. Для выяснения впечатления, произведенного на зрителей представлениями, регулярно проводились блиц-опросы зрителей после сеанса. В фойе также имелась книга отзывов. Повторяя этимологию слова «дельфинарий», весь комплекс, включающий в себя здание, сооружения, технологическое оборудование и стиль проведения представлений с нерпами, получил название «нерпинарий». Предельная вместимость зрительного зала составила 80-90 человек при условии, что зрители заполняют весь периметр бассейна и не перекрывают угол обзора друг другу, и выражалась соотношением N=3 P, где P – периметр ограждения вокруг бассейна, м. Животные в ходе повторяющихся на протяжении 8 часов представлений не выказывали признаки усталости. Напротив, была отмечена более высокая активность и старательность нерп именно на последних представлениях.

В течении 4 лет, которые животные провели в нерпинарии, они освоили ряд новых номеров, в том числе номера повышенной степени сложности, такие, например, как рисование кистью. Ввиду увеличения количества номеров продолжительность представлений была увеличена до 35 мин., промежуток между представлениями – до 45 мин., а количество представлений в день было сокращено до 11. В ходе проведения представлений отмечалось возникновение у зрителей чувства симпатии к нерпам и интереса к биологии нерп. Возникшее чувство симпатии приводило к выработке отрицательного отношения к охоте на нерп и к использованию изделий из меха нерпы, а также чувства ответственности за чистоту природной среды обитания этих животных. Расстановка зрителей по периметру бассейна обеспечивает гораздо больший контакт зрителей и с животным и с ведущим, нежели традиционное размещение зрителей на трибунах. Если принять длину тела байкальской нерпы равной 1,4 м, а дельфина афалины (Tursiops truncatus) – 3 м (Stewart et al. 2002), то при наблюдении дельфина с сиденья на трибуне, расположенного на расстоянии 20 м от него, его угловой наблюдения будет равен 0,095 рад. При наблюдении нерпы с расстояния менее 2 м ее угловой размер составит 0,24 рад., т.е. в 2,5 раза больше, чем случае наблюдения с трибуны за афалиной. Возможность для ведущего перемещаться вокруг бассейна позволяет ему при необходимости вести диалог с любым из зрителей. Отсутствие признаков усталости у нерп после проведения большого количества представлений, отсутствие отказов от работы и заболеваний на протяжении 4 лет говорит о том, что данный режим работы является естественным для нерп. Это согласуется с тем, что, по данным исследований природного поведения байкальских нерп, им свойственна постоянная нырятельная и двигательная активность в течение суток (Watanabe et al. 2004).

Нерпинарий, как форма проведения зрелищных представлений с участием морских млекопитающих, доказал свою состоятельность в течение более чем 4-летнего функционирования. Особенностями нерпинария, отличающими его от традиционных форм представлений – дельфинариев, океанариумов, цирковых представлений, силариумов – являются использование мелких ластоногих, представленных одним видом, расстановка зрителей в один ряд вокруг демонстрационного бассейна, небольшая продолжительность спектаклей и их большое количество в течение одного дня. Активность байкальских нерп в ходе выступлений в нерпинарии соответствует их природному обитанию и не вызывает у них усталости. Нерпинарий имеет высокий воспитательный и образовательный потенциал. Его использование особенно эффективно в деле пропаганды идей отказа от охоты на морских млекопитающих и защиты окружающей среды.

 

Список использованных источников / References 

1. Reeves R.R, Stewart B.S., Clapham P.J., Rowell J.A. 2002. Guide to marine mammals of the world. New York. Alfred A. Knopf inc. 527p.

2. Watanabe Y., Baranov E.A., Sato K., Naito Y., Miyazaki N. 2004. Foraging tactics of Baikal seals differ between day and night. Marine Ecology Progress Series. 279, p. 283-289.  

Distributed throughout the world are performances involving trained marine mammals in dolphinariums, oceanariums and sealariums. In addition to entertainment, the visitors receive information about the life of marine mammals, acquire humane attitude to wildlife and the idea of rejection of hunting wild animals.  Smaller marine mammals, including Baikal seals have been used in performances to a much lesser extent than cetaceans and large pinnipeds. They are not very spectacular as watched from big stands; they can hardly be seen from distance.  The present study presents an experience of development of a constant event involving trained marine mammals represented by one species of smaller true seals – the Baikal seal (Pusa sibirica Gm). For maintenance of seals and for conducting performances, a rectangular pool was used 9,5 m long, 2 m wide and 2,5 m deep. The pool had a system of purification, disinfection and cooling of the water. Inside along the center of the pool, level with the water, was a table 1,2 m long and 0,8 m wide onto which seals could haulout. Around the pool at a distance of 0,5 m from the edge there was an enclosure in the form of rails on the perimeter of which stood the spectators who came to see the performance. The hall was 15 m long and 5 m wide.  Used as trained animals were two Baikal seals – the male Tito and female Nessy, whose age at the beginning of the present study was 3 years. Those seals at an age of two months were acquired from hunters at the northern Baikal. During the first 3 years, the seals lived in the laboratory pool of the Limnological Institute of the Siberian Branch, Russian Academy of Sciences, where they were trained for the first time. At 3 years, the seals could perform the stunts as follows: salute with the front flippers, “sing” – using nostrils to utter trumpeting sounds, waltz (revolve around the vertical axis on the water surface), dance “lambada” (waving the trunk in a vertical posture on the water surface, dance “break dance” (revolve and making somersaults in the water layer), imitate counting, posing on the table in front of the spectators, flapping oneself with one flipper on the belly, responding to question of the spectators «where do you hide the fish?», imitate the behavior of dolphins (swimming back and forth along the basins, jumping out of the water) and imitate “Baikal storm” (splashing with the front flippers). If they executed the stunt, they received food. Normally, the seal had no time to consume their food and the remainder of the food was given to them after the performance. The performance pattern was 16 shows of 25 minute each following one another. The performance was conducted by a trainer who was standing between the pool edge and the enclosure. In one daily shift worked two such trainers, replacing each other. During the performance, the trainer would make pauses and telling about some interesting facts of seal biology and ecology. In the course of execution of the stunts brief information on those issues was also given. Before the last stunt of the program (“Baikal storm”) the trainer would suggest that the spectators ask questions and answer them. The composition of the seals in the pool was not changed, the seals were trained some new stunts during some time free from performances, correcting their activity in the course of performance. To reveal the impression on the spectators, quick opinion polls were conducted after the show. There was a visitor’s book in the lobby. On the pattern of dolphinarium, the entire complex, including the building, structures, and the style of seal performance was given the name Baikal seal sealarium. The limit capacity of the hall was 80-90 persons on condition that the spectators fill up the entire perimeter of the pool without barring the observation sector for one another, and it was expressed as N=3P, where P is the perimeter of the pool enclosure, m. In the course of repeated performances the animals did not look tired. By contrast, they appeared more active and diligent during the last performances. During the 4 years that the animals spent in the sealarium they mastered a number of new stunts, including the most complicating ones as painting with a brush. Due to an increase in the number of the stunts, the duration of the performances was increased to 35 min and the interval between the performances to 45 min, and the number of performances per day was reduced to 11. In the course of the performances, the spectators showed sympathy for the seals and interest in seal biology. The feeling of sympathy led to development of a negative attitude to hunting and use of fur products, and also the feeling of responsibility for the clean environment of those animals. The disposition of the spectators along the perimeter of the pool ensured a much greater contact of the spectators with the animals and the trainer compared with the traditional arrangement of the spectators on the stands. If the body length of the Baikal seal is assumed to be equal to 1,4 m, and that of the bottlenose dolphin (Tursiops truncatus), 3 m (Stewart et al. 2002), when watching the dolphin from the stand at a distance of 20 m from it, the observation angle would be 0,095 rad. When watching the seal from a distances of less than 2 m, its angle size would be 0,24 rad, i.e., 2,5 times greater than in case of watching a bottlenose dolphin from the stand. The possibility for the trainer to move about the pool makes it possible for him to have a conversation with any of the spectators. The seals were not tired after a large number of performances, the fact that they would not give up work and never fell ill in the course of 4 years is suggestive that the above mode of work is natural for the seals. The above is in conformity with data on natural behavior of Baikal seals, which are characterized by locomotor activity during the day (Watanabe et al. 2004). Baikal seal sealarium as a format of performances involving marine mammals proved successful in more than the 4-year period. The distinctive features of the Baikal seal sealarium against the conventional forms of dolphinariums, oceanariums, circus performances and common sealariums is the use of small pinniped represented by a single species, the arrangement of the spectators in a single row along the display pool, a brief duration of the performances, and the great number of performances during a single day. The activity of Baikal seals during performances in the sealarium agrees with their natural environment conditions without causing tiredness The sealarium has a highly educative potential. Its use is particularly effective in the propaganda of giving up hunting of marine mammals and environmental protection.  

МОРСКИЕ МЛЕКОПИТАЮЩИЕ ГОЛАРКТИКИ

Подписывайтесь и первыми узнавайте о наших событиях

Контакты

Телефон для справок: +7 (3952) 55-44-32

Email: info@baikalnerpa.ru

Запись организованных групп от десяти человек по телефону: +7 (3952) 391-397

Адрес: г. Иркутск, ул. 2 Железнодорожная, 66

Остановка транспорта: Кинотеатр "Чайка"

Телефон для справок: +7 (3952) 55-44-32

Email: info@baikalnerpa.ru

Запись организованных групп от десяти человек по телефону: +7 (3952) 391-397

Адрес: п. Листвянка, ул. Горького, 101А

между гостиницей «Прибой» и сувенирной площадкой